Горнолыжный Кировск в январе – стоит ли ехать в Большой Вудъявр?
Каждый год в январе и феврале я езжу, точнее, ездил, в Красную Поляну в Сочи. В этом году решил немного разнообразить свою сноубордическую жизнь и съездить с 17 по 23 января в Мурманскую область – там в городе Кировск находится горнолыжный комплекс «Большой Вудъявр».
Большой Вудъявр – слева Южный склон, справа – Северный
Собственно Я и мой меч
Почему именно Кировск? Давно уже слышал об этом месте, смотрел ролики на ютубе от довольных лыжников и сноубордистов, которые его расхваливали. Очень понравилась природа и пейзажи севера, поэтому решил попробовать это направление. К тому же расположен город, относительно Москвы, не так далеко – около 2-х часов на самолёте, и вы здесь 🙂
Содержание статьи
Прилёт в Кировск
Билеты мы бронировали в декабре. Рейс авиакомпании S7 Airlines из Москвы в Кировск туда-обратно обошелся в 7000 рублей. На всякий случай билеты брали возвратные, чтобы не потерять деньги, если что-то закроют из-за коронавирусных истерик наших чиновников.
Квартиру забронировали через Airbnb, на шесть дней получилось 16 000 рублей. Учитывая, что отдых на «Роза Хутор» в Сочи из-за ажиотажа, связанного с закрытием границ и горнолыжных курортов Европы, значительно подорожал (в среднем на 150%), мы реально неплохо сэкономили.
17 января приехали в аэропорт, прошли регистрационные процедуры и вот уже садимся в наш небольшой новенький 72-местный бомбардир. Ранее я уже летал аналогичным бортом из Калуги в Питер и мне понравилось.
Самолёт Эмбраэр (Embraer) авиакомпании S7
Эмбраэр (Embraer) авиакомпании S7
2 часа спустя приземлились в аэропорту Хибины. Честно сказать, даже сейчас не совсем понимаю, как правильно его называть – Хибины, Апатиты, Кировск 🙂 Все три названия – одно и то же.
По прилете на ВПП нас встречал занудный охранник. Он заметил, что я фотографирую самолёт и аэропорт, и попросил прекратить это безобразие, пояснив, что аэропорт – секретный закрытый объект.
Самолёт Embraer авиакомпании S7 в Хибинах
Аэропорт Хибины который запрещено снимать
По-моему, это бред, и только в России занимаются такой ерундой с тайнами и запретами на территории аэропортов. Видимо боятся что по фотографиями можно будет сделать точно такую же красоту где-нибудь в Сингапуре… Не знают, что уже запретить! В общем, его предупреждение на меня не подействовало, сфотографировал то, что хотел 🙂
Аэропорт маленький – в нём всего лишь одна комната с багажной лентой. Обычный неуютный аэропорт родом из девяностых.
Аэропорт Хибины внутри, получение багажа
После получения багажа мы направились к машине, предварительно заказанной у хозяйки арендованной нами квартиры. Поездка обошлась в 800 руб. в одну сторону. Таксисты обычно просят около 1000 руб. Поскольку аэропорт небольшой, скопления автомобилей такси, по аналогии с Адлером, предлагающих подвезти к горнолыжному курорту, здесь не наблюдалось.
Аэропорт Хибины на улице
Расстояние из аэропорта до нашего места проживания, в районе подъемника, было около 35 км, и заняло примерно полчаса.
Проживание и питание
Архитектура в Кировске – наследие СССР. Обычные пятиэтажки, которые можно обнаружить в любом российском городе.
Вид на Кировск из окна квартиры
Кировск окружён вот такими горами-холмами
Этот милый уютный подъезд – это наш 🙂
Квартира понравилась, за такие деньги, в принципе, требовать чего-то большего – сверхнаглость. Чистая, просторная, и в 5 минутах ходьбы от подъемников. Единственный недостаток – горячая вода пахнет чем-то странным, возможно, сероводородом. Но это по всему городу так.
С такими проблемами в России я сталкиваюсь не впервые. Например, в Рязани в жилых домах центра города вода пахнет рыбой – это реально неприятно, а чистить зубы такой водой и умываться – отвратительно. В Кировске же холодная вода хорошая, а вот горячая попахивает, и ещё она как-то не так смывается, она не маслянистая, но смывается все равно не так, как обычная вода. Это заметили не только мы, но и наши друзья, которые жили в санатории неподалёку.
Жаль, что в такой огромной, и, казалось бы, богатой стране, в которой у президента дворец за 100 млрд руб., мы вынуждены пользоваться откровенно некачественной водой, не говоря о том, чтобы её ещё и пить. Ни для кого не секрет, что большинство россиян пьют покупную воду из бутылок, но, по-моему, это ужасно. Когда я жил во Франции, там можно было спокойно пить воду из крана и никаких проблем не было. Вот вам и загнивающая Европа.
Хозяйка оказалась на удивление милой и приятной женщиной, предложила нам услуги повара – мы, конечно же, согласились. На следующий день она привезла нам кастрюлю вкусного супа и два вида пельменей – говяжьи и из оленины. Честно сказать, оленину раньше не пробовал, и мне она не понравилась :-), а говяжьи домашние пельмени были замечательные.
Прогулка по Кировску
После того как багаж был разложен, мы решили сначала поужинать а потом прогуляться.
Возле нашего дома находилась вот эта кафешка “Бохо” с очень необычным дизайнерские решением по оформлению фасада. Внутри вкусно, официанты классные – приветливые, и кормят вкусно. Ценник великоват для Кировска.
Кафе “Бохо” в Кировске, вход
Бохо, Кировск
Внутри “Бохо” довольно симпатично
Лапша с яйцом, кафе “Бохо”
Интерьер кафе “Бохо”, Кировск
Затем с помощью Google карт пошли по улице в соседний парк.
Идём от кафе в сторону парка
Дорога к парку от кафе
Вот главный вход в парк:
Главный вход в городской парк Кировска
Городской парк Кировска
Городской парк Кировска вечером
Очень уютный, заснеженный и хорошо освещенный. Приятное место для прогулок.
Затем мы пошли гулять по городу. Он небольшой – население около 26 000 человек.
Заснеженное озеро Верхнее рядом с парком
Это озеро Верхнее, рядом с ним находится памятник защитникам Заполярья и, чуть далее, дом культуры и курортный бульвар – одно из самых симпатичных мест в городе.
Памятник защитникам Заполярья
Новогодние украшения Кировска
Типичная автобусная остановка в Кировске
Дом культуры в Кировске
От него идут шикарные широкие лестницы – перерастающие в курортный бульвар. Это очень уютная и фотогеничная улица.
Вид на Курортный бульвар со стороны Дома культуры
Курортный бульвар в городе Кировск
Курортный бульвар зимой в городе Кировск
Она выходит на площадь, рядом с которой расположено двухэтажное здание местного торгового центра, работающего до 19 часов, и музей.
Слоники, за ними слева Курортный бульвар
Слоники на площади Кировска
Мы не особо любим музеи, поэтому ограничимся лишь фотографией его фасада.
Здание главного музея Кировска
Здание главного музея Кировска, вид с дороги
Ещё одна автобусная остановка
Типичные дворовые пейзажи Кировска
Вид на Музей и главный ТЦ
Наша первая прогулка по парку и центру города заняла около 2 часов, потом мы отправились домой спать.
Вот ещё немного городской архитектуры:
Унылая архитектура Кировска
Красивый ночной вид гор над Кировском
Необычные ночные пейзажи Кировска
Идём к нашему дому после прогулки
А вот и наши дома
Таинственный лес
Ещё мы съездили в арт-парк «Таинственный лес» – это реально прикольное место. Я вообще не любитель такого, но меня впечатлило. Мы провели там пару часов, и если бы не мороз, то погуляли больше, но парк полностью расположен под открытым небом, поэтому было холодновато. О посещении этого места я уже написал пост – можете почитать тут.
Прогулка по арт-парку «Таинственный лес»
Прогулка по арт-парку «Таинственный лес», Кировск
Прогулка по арт-парку «Таинственный лес», Кировск 2021
Большой Вудъявр
На следующее утро пошли реализовывать главную цель этой поездки – кататься 🙂
Большой Вудъявр, главный вход
В этом здании находятся касса, прокат и туалеты, а также можно купить экскурсию на снегоходах. За два ски-пасса на пять дней мы заплатили по 5300 рублей. Кассир посоветовала сохранить чек и сфотать ски-пасс – при утере можно восстановить.
Закончив формальности, пошли на главный подъемник (единственный) и поехали наверх. Обычные кабинки, немного странные по высоте – в них не получится встать в полный рост, они низкие.
Большой Вудъявр, главный кабинный подъёмник
Большой Вудъявр, внутри кабинки
Большой Вудъявр, верхняя станция подъемника
Погода в наш первый день была не особо дружелюбной – холодно и ветрено, иногда был туман и шел мелкий снежок. Тем не менее я решил объехать все имеющиеся трассы, чтобы понять, как тут все устроено.
От верхней станции кабинного подъемника можно поехать либо вниз к начальной станции, либо на южный склон, к которому ведут две трассы – красная и чёрная.
Большой Вудъявр, вид с Северного на Южный слон
Большой Вудъявр, вид на кресельный подъёмник и ресторан
Наверху достраивают здание панорамного ресторана
На крыше старой заброшенной станции
Красная трасса хорошая и протяжённая, но в конце пологий участок длиной примерно 500 м, и сноубордистам не хватает доехать около 200 м. Как я не пытался – ни разу не получилось! Чёрная трасса, по-моему, не совсем чёрная, скорее, красная. Она не очень длинная, поэтому мне хватило лишь одного раза проехать по ней, и больше не хотелось. Говорят, в прошлом году она по-другому располагалась, и было интереснее.
И красная, и чёрная трасса соединяются как раз в районе этого пологого участка, в конце которого находится кресельный подъемник, на котором можно подняться назад, к верхней станции кабельного подъемника, а можно спуститься ниже – к зданию, в котором находится кафе и прочие полезные для горнолыжников сервисы.
Здесь же находится нижняя станция бугельного подъемника.
Большой Вудъявр, карта склонов
На курорте две зоны катания – северный и южный склон. Трассы северного склона идут вдоль кабинного подъемника – они широкие, протяжённые и комфортные для любого уровня катания. Трассы южного склона проложены вдоль двух бугельных подъемников. Они – моё самое большое разочарование курорта.
Широкие трассы Севера, рядом с кабинным подъемником
Северный слон курорта
Широкие трассы Севера, вдоль кабинного подъемника
Большой Вудъявр, бугельные подъемники Южного склона
Большой Вудъявр, бугельные подъемники на Юге
Кроме того, что медленные, подъём занимает много времени, ещё и неудобные – лично у меня от давления ручки бугеля потом ныла нога, как будто отлежал 🙂
Итого, к услугам гостей Большого Вудъявра: один кабинный подъемник, один медленный кресельный подъемник, три бугеля и 2 крытых траволатора.
В целом трассы хороши для новичков и для средних школ, которым ещё не нужно особо много. Мне же, конечно, было немного скучновато, не хватало разнообразия трасс и пейзажей.
На территории курорта два кафе. Одно – возле кабинного подъемника на нижней станции, второе – возле бугельного подъемника на южном склоне, тоже на нижней станции.
Последнее явно лучше – вкуснее еда, ниже цены и веселее.
Большой Вудъявр, кафе на Южном слоне
Большой Вудъявр, внутри кафе на Южном слоне
внутри кафе на Южном слоне
А ещё там тусуется Марсель – пёс-спасатель, который не пропустит ни одной курочки на тарелках гостей, преданными глазами смотрит на вас, пока не получит своего 🙂
Пёс Марсель внутри кафе на Южном слоне
Пёс Марсель присматривается к вашему обеду
Мы очень сильно подружились за обедом
Цены в кафе адекватные – суп от 180 до 240 руб., гречка – 100 руб., слойки – 90 руб., горячее от 240 до 350 руб. Местные цены по сравнению с той же «Роза Хутор» – в два раза ниже.
Видно, что за курортом следят – все трассы маркированные. Например, такие знаки стоят на бугельном подъёмнике, где может шатать. Очень мило.
Знак о том что может штормить во время подъёма на бугеле
Знак о том что может штормить во время подъёма
Вид на бугель Южного склона
Сотрудников, которые стоят и смотрят на каждого отъезжающего гостя, как на «Роза Хутор», конечно, не видел, здесь они сидят в своих будках.
Мы катались пять дней. В два из них основные трассы были полностью закрыты из-за непогоды, работали только нижние учебные. Ски-пассом в этот день мы не воспользовались, деньги в таких случаях не возвращаются. Если хотите подстраховаться – берите вариант пять из семи, если в какие-то дни планируете не ходить. Мы брали пять из пяти, потому что так было дешевле 🙂
Мой стаж катания пять лет, из них четыре года я прокатался на «Роза Хутор», поэтому сравнивать могу только с ней. На «Розе», конечно, природа более живописная за счет лесных пейзажей, и горы другие, скалистые. Трасс намного больше, и они разные. На «Большом Вудъявре» и природа однообразнее, и устроено все иначе.
Однако «Роза хутор» и стоит в 2–3 раза дороже;) Поэтому мы без претензий, просто констатирую факты. Если повезёт с погодой, то 4–5 дней провести в Кировске и покататься, это оптимальный вариант – больше, думаю, будет скучно.
Мы катались обычно с 11 утра до 6 вечера, вечернего катания здесь нет, трассы закрываются в 18:00 в понедельник и воскресенье, в остальное время – в 19:00. Странно, конечно. Почти все трассы с подсветкой, могли бы работать и до позднего вечера.
Южной склон во время ветра, Кировск
Южной склон с кресельного подъемника во время ветра
Верхняя станция креселки, Большой Вудъявр
После катания шли ужинать домой или ездили в санаторий Тирвас – там неплохой шведский стол за 350 руб. с человека с блюдами русской кухни: пару супов на выбор, 4–5 видов горячего, 3–4 гарнира, 4–6 салатов, фрукты, компот, чай и кексы на десерт. Очень неплохо и довольно вкусно всего за 350 рублей.
Погода в Кировске
Что с погодой? Как я уже говорил, мы были с 17 по 23 января, три дня было ненастье – метель, сильный ветер и мороз. В итоге два дня склоны вообще были закрыты. В остальные дни, в общем, терпимо. Температура на склонах минус 8-12. Мешал пронизывающий ветер – без него было бы лучше. Приходилось тепло одеваться.
Холоднее всего было на бугельных подъёмниках. На кресельном тоже замерзли – он без защитного купола, просто «брат» подъемника на «Каменный столб» на «Роза Хутор», такой же медленный и холодный, можно обморожения получить 🙂
Когда лучше ехать?
Как рассказали нам местные, горнолыжный сезон в Кировске начинается в начале декабря и длится до середины апреля, бывают и исключения, если повезет со снегом он может начаться в ноябре и длиться до начала мая. Но это как повезёт.
Мы были тут с 17 по 23 января, и три дня склоны были закрыты из-за непогоды. Пару дней температура воздуха была в районе -23, сильный ветер и снег, а также плохая видимость.
То есть с погодой для катания нам не очень повезло.
В целом все понравилось, это была наша первая поездка в Кировск – город уютный, ценной архитектуры нет, но зато он окружен симпатичными заснеженными горами. Здесь очень приветливые и доброжелательные люди. Благодаря их совету, мы решили посетить «Таинственный лес».
Приеду ли сюда ещё раз в этом году, пока не знаю. Я понял, что для катания мне всё же больше подойдут курорты с большим разнообразием трасс и отсутствием бугельных подъемников – ну не моё это 🙂
Плюсы и минусы Большого Вудьявра
Плюсы:
- Низкие цены на авиаперелеты из Москвы и проживание.
- Курорт находится в черте города, что очень удобно – можно дойти пешком из близлежащих домов и доехать на обычном общественном транспорте.
- Курорт небольшой и уютный – здесь невозможно потеряться.
- Помимо подготовленных трасс, есть много возможностей для внетрассового катания.
- Отсутствие очередей и толкотни у подъемников.
- Невысокие цены на питание на территории курорта.
Минусы:
- Один очень медленный, незащищенный от ветра кресельный подъемник.
- Поскольку это север России, то с погодой здесь может не повезти – при минус 20 кататься не очень комфортно, нужна хорошая тёплая одежда.
- Южный склон доступен только на бугельных подъёмниках, но они медленные и неудобные, особенно для начинающих кататься и для сноубордистов.
- Качество такси в Кировске не очень высокое – в основном какие-то старые замученные машины типа лады-двенашки и рено, небезопасные для пассажиров, и не всегда адекватные водители – могут разговаривать по телефону во время езды, или лихачить на обледенелой дороге.
В городе есть Яндекс.Такси и такси «Фортуна», которые предоставляют почти одинаковый сервис. При этом у Яндекса часто цены выше в два раза, чем у «Фортуны». «Фортуну» нужно заказывать по телефону, а Яндекс – через приложение. Советую сначала смотреть Яндекс – если цена не радует, то звонить в «Фортуну».
Холод и ветер на креселке Большого Вудъявра
Низкая видимость в плохую погоду, Большой Вудъявр